background picturebackground picture

Как организовать домашнее обучение младшеклассников

Школьники

113

Многое зависит от профессионализма классных руководителей и вовлеченности родителей

В период самоизоляции на домашнее обучение переведены все школьники нашей страны. В том числе и самые маленькие — ученики младшей школы. Как организовать учебу в домашних условиях максимально быстро, комфортно для ребенка и родителей, чтобы успеть качественно освоить программу IV четверти? Мы подготовили список полезных ресурсов, которые помогут родителям подойти к процессу осознанно и без паники.

Родителям учеников начальной школы в сложившейся ситуации труднее всего. Без их поддержки и активного участия наладить процесс дистанционного обучения крайне сложно. Чтобы адаптироваться к работе онлайн, маленькому ребенку нужна помощь взрослого. Такая работа потребует трехстороннего сотрудничества учителя, родителей и самого ученика.

«Особая роль в помощи семьям по организации дистанционного обучения детей отводится классным руководителям. Прежде всего именно классные руководители помогают родителям детей», — рассказывает преподаватель одной из московских школ Надежда. Педагоги получили от руководства подробные инструкции по организации обучения на дому: «Уроки в дистанционной форме при непосредственном онлайн-общении педагога с учащимися проводятся согласно требованиям СанПиН: для учащихся 1–2 классов — не более 20 минут; для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут. Кроме того, необходимо поддерживать связь с учениками несколько раз в день в режиме онлайн, уточнять, как они себя чувствуют, получено ли задание, есть ли вопросы по выполнению, и напоминать об отдыхе».

Роль родителей в онлайн-образовании

Инструкции требуются не только учителям, но и родителям. Маленькие дети не привыкли к онлайн-общению, не имеют опыта взаимодействия один на один с учителем, не могут сосредоточиться при работе в режиме конференции.

Родителям придется во многом помогать своему ребенку, организовать правильный режим дня, следить за процессом обучения и объяснять материал позднее, если во время урока ученик что-то упустил. 

Подробные методические рекомендации содержатся на новом ресурсе «Моя школа в online», работу которого 7 апреля 2020 года запустило Министерство просвещения РФ совместно с издательствами «Просвещение», «Российский учебник», «Дрофа», «Вентана Граф» и «Бином». На платформе размещены материалы для самостоятельной работы в помощь учителям, ученикам и их родителям. Все уроки составлены в соответствии с программой IV четверти. Их можно скачивать и сохранять на своих устройствах, чтобы использовать в любое время, даже когда сеть недоступна.

В Министерстве просвещения РФ круглосуточно работает горячая линия методической поддержки учителей и родителей по организации дистанционного обучения.  Позвонить на номер +7 (800) 200-91-85 могут жители любого региона страны. По данным на 6 апреля, операторы ответили на 7728 звонков, 75% из которых поступило от родителей.

Кроме того, ответы на все вопросы, связанные с дистанционным обучением, во время онлайн-конференции в МИА «Россия сегодня» на тему «Обеспечение возможности обучения на дому с использованием дистанционных технологий» дал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. 

Бесплатные ресурсы для школьных занятий

Российская электронная школа (РЭШ) — это полный школьный курс уроков по всем предметам, информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя и родителя.

Московская электронная школа предлагает в открытом доступе аудио-, видео- и текстовые файлы, сценарии уроков, электронные учебные пособия, учебники, образовательные приложения и тестовые задания.

«Яндекс.Учебник» содержит более 35 тысяч заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. Все задания по русскому языку, математике и окружающему миру разработаны опытными методистами с учетом федерального государственного образовательного стандарта. В числе возможностей «Яндекс.Учебника» — автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников.

Образовательная платформа «Учи.ру» предлагает школьникам интерактивные курсы по основным предметам и подготовку к проверочным работам, а учителям и родителям — тематические вебинары по дистанционному обучению. В личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать свои трудности и успехи, отвечать на вопросы друг друга.

«ЯКласс» работает с 2013 года как цифровой образовательный ресурс для школ. На платформе размещены 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. На сайте есть возможность генерировать специальные задания, уникальные для каждого ученика, и тем самым формировать индивидуальный образовательный маршрут.

«ИнтернетУрок» — библиотека видеоуроков школьной программы плюс конспекты, тесты, тренажеры. Обладая опытом работы с разными форматами дистанционного школьного образования, домашняя школа «ИнтернетУрок» предлагает родителям и ученикам помощь в организации дистанционного обучения.

Дополнительные возможности

«Умназия» — онлайн-платформа для развития навыков мышления у детей до 13 лет.

IQша — сайт для развития и обучения детей в игровой форме, без рекламы и внешних ссылок.

В Международной школе программирования для детей «Алгоритмика» сейчас есть доступ к системе дистанционного обучения. Учебные программы по информатике рассчитаны на учеников младшей и средней школы.

«МетаШкола» предлагает занятия по школьным и олимпиадным программам, а также вебинары, тесты, конкурсы, интернет-кружки и онлайн-курсы.

На Московском образовательном канале можно увидеть просветительские программы и передачи, информационные сюжеты, авторские аналитические передачи, видеоматериалы школьного телевидения.

«Элемент» — постоянно пополняемый каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов.

Что самое главное

Постарайтесь разобраться в рекомендациях по организации дистанционного обучения, которые вы получаете от школы. «Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы, — советуют психологи Московского государственного психолого-педагогического университета. — Помните, что школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс».

Не стоит все свое время проводить только с детьми. «Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались, — предлагают эксперты МГППУ. — Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не „наказание“, а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел».

Форс-мажорная ситуация, в которой оказались многие страны мира, влияет на все стороны жизни. К вынужденному домашнему обучению следует относиться как к сложному периоду, когда главное — сохранять спокойствие.

Помните о том, что школа и учителя, так же как и родители, не готовились заранее к организации всеобщего онлайн-обучения. Поэтому сегодня не стоит предъявлять слишком высокие требования ни к педагогам, ни к ребенку, ни к себе. Самое важное на данном этапе — заботиться друг о друге, снижать уровень тревоги и искать поводы для положительных эмоций.

    

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях